Получилось так, что в первый год нашего хозяйствования на новом месте рассады томатов оказалось больше, чем подготовленных грядок. Все сроки уже уходили, дел и без того было «выше крыши», поэтому томатам просто вырыли ямки в дернине и высадили. Поскольку это были «аутсайдеры», особого внимания на них не обращали. Во время покосов обкашивали вокруг, обрывали (не выпалывали!) траву между томатами и складывали скошенное среди растений. Мы их не поднимали и не подвязывали, просто подсовывали очередную порцию подсушенной травы под стебли.
Во время очередного покоса обнаружили красные и краснеющие томаты в невероятном количестве. На грядках такого не было. Те, кто выращивал овощи или картофель по целине, знают, что в первый год урожай самый богатый. Так почему неухоженная, с точки зрения огородника, земля так плодородна!? Вот в этом и попробуем разобраться в статье. Всё охватить не получится, но — хотя бы начать.
Вот эта земля — живая и плодородная. Главное слово — «живая», в самом прямом смысле. Эта дикая и нецивилизованная почва содержит огромное количество почвенных организмов, работающих на то самое плодородие. Она вся пронизана корешками растений, крупными и мелкими, переплетёнными чуть ли не до состояния войлока.
При этом у каждого корешка, сколько бы их ни было, есть своя ризосфера, то есть своя оболочка из «прикормленных» микроорганизмов — грибков, бактерий, почвенных водорослей, простейших. Корни подкармливают всю эту голодную ораву специальными выделениями, а благодарные микроорганизмы переводят минеральные элементы в доступную для растений форму, защищают корешки от заболеваний, стимулируют образование физиологически активных веществ. Другая часть почвенной мелочи трудится над «утилизацией» растительных остатков: отмерших корешков, травинок, листьев, древесины. Вот эти, совсем уж мелкие организмы, называются микробиотой.
По ходу дела в процессы вовлечены чуть более крупные существа — нематоды, мелкие личинки насекомых, клещи, ногохвостки. Они называются мезобиотой и выполняют другую работу: измельчают растительные остатки, поедают представителей микробиоты, регулируя их численность, подбирают и скончавшихся.
Ещё одна необходимая составляющая — макробиота: насекомые, дождевые черви, слизни. Эти шастают в почве в самых разных направлениях, перемешивая слои, разрыхляя и обогащая отходами своей жизнедеятельности. И мезобиоту подъедают.
Ну, и крупные обитатели — мыши, кроты, суслики вырытыми ходами (это ж сколько труда!) обеспечивают необходимый дренаж почвы, регулируют численность мелких почвенных жителей, по ходу копки измельчают всё, что попалось на пути.
Вся перечисленная живность вместе называется биотой.
Кроме «разведения» биоты в почве, корешки ещё и подтягивают влагу из нижних слоёв почвы — всасывающие способности у длиннокорневых растений даже несколько избыточны, и влага с минеральными элементами, поднятая из нижних слоёв, достаётся и короткокорешковым, растущим рядом.
После отмирания корешков и употребления их остатков почвенной живностью остаются полости, конденсирующие почвенную влагу при перепадах дневных и ночных температур, а также обогащающие почву воздухом. Подземная роса доставляет почве и азот в немаленьких количествах.
То есть каждый корешок любого растения сильно способствует обогащению почвы как при жизни, так и после отмирания.
В ней нет связей в виде обилия переплетающихся корешков. Она не способна удерживать влагу, поэтому чистую обработанную почву приходится часто поливать.
Она не способна удерживать минеральные удобрения, которые в неё добавляют — львиная доля с водой уходит в нижние слои почвы и лишь некоторые огородные растения с длинными мощными корнями способны что-то оттуда добыть.
Структуру этой почвы ничто не держит, поэтому она так легко уплотняется во время дождей и полива, перекрывая доступ воздуха к корням. Её приходится регулярно рыхлить. Да и ветер легко уносит её частички.
В ней мало ризосферных микроорганизмов, потому что мало корешков (а появляющиеся решительно выдёргиваются).
Перекопка выносит наверх микроорганизмы, развивающиеся без доступа воздуха — они дохнут. Те, что были сверху и живут на воздухе, оказываются в глубине почвы и тоже дохнут. Вслед за микробиотой с голодухи вымирают представители мезобиоты, а за ними — макробиоты.
Но «свято место пусто не бывает» и на освободившемся пространстве разгораются нешуточные битвы за обладание территорией. Поскольку очень мало «прикормленных» корешками дружественных микроорганизмов, начинают активно размножаться недружественные.
С недружественными приходится бороться — пестицидами, фунгицидами и инсектицидами. Которые потом накопятся в овощах и зелени. В процессе тотальной борьбы дохнут оставшиеся дружественные.
Почву, как таковую, делать уже некому.
То есть огородная почва медленно, но верно превращается в субстрат. В котором выращивание овощей требует всё больше подкормок, поливов, рыхлений, обработок и овощи наши из полезных превращаются уже во вредные.
Для скорейшего восстановления плодородия нужно всего лишь завести полезную микробиоту и накормить её органикой, потому что ничего другого она есть не будет.
При этом, если взять и пролить всю почву микробиологическими препаратами, типа «Байкала ЭМ» или «Сияния», или даже настоя компоста, микробиота там появится, но есть ей будет нечего (органики-то нет) и она быстро вымрет. Пустой расход микроорганизмов.
Машина навоза тоже проблемы не решает. Если просто внести много органики, то правильно перерабатывать её будет некому — микробиоты нет. Результатом будут нитратные перекормленные овощи и вспышки заболеваний. Не надо так делать.
Даже если внести, например, большое количество растительных остатков, пролить всё это микробиологическими препаратами, перерабатываться в питательную среду оно будет замечательно, но вот ризосферных микроорганизмов, взаимодействующих с корешками растений, в почве очень мало, и, опять же, эта питательность наполовину впустую. Нецелевой расход как растительных остатков, так и микроживности.
Бороться с сорняками «до последнего корешка» тоже не стоит, хотя именно это для подавляющего большинства садоводов самое трудное. Приезжающие к нам погостить друзья, особенно женщины-дачницы старой закалки, норовят повыдергать всю траву в пределах досягаемости. Стоит отвернуться — уже дёргают. Как правило, между грядками, потому что на замульчированных травой огороженных грядках сорняков бывает мало. То, что трава между грядками регулярно подкашивается, в расчёт не берётся. Стремятся именно выдернуть.
Отсутствие голой земли воспринимается как неправильность, хотя все согласны, что урожай вполне достойный.
Однолетние сорняки даже на грядке вообще выдёргивать с корнем не нужно, они от корня не восстанавливаются — пусть корешки работают под землёй. Подрезание полезнее.
Если есть такая возможность, к осени сходить на соседний дикий лужок, вырезать кусочек дернинки и промыть его водой. Дернинку — в компост, а водой пролить освободившуюся грядку, которая будет восстанавливаться. Это «закваска» микроорганизмов.
Осенью посеять туда сидераты. Они многого не требуют, а отдача, как правило, большая. Чтобы развести микроорганизмов, взаимодействующих с корнями, хорошо высаживать злаковые. У них мощная мочковатая корневая система с обилием мелких всасывающих корешков. Посеянные в смеси со злаковыми бобовые будут «подкармливать» злаковые азотом. Если ещё добавить горчицу, несколько очистится от патогенов почва.
Дальше — по климату: в морозном климате оно само замёрзнет зимой, а там, где зимы тёплые и мокрые, лучше срезать и оставить на поверхности. Перекапывать не нужно: пока земля относительно тёплая, микроорганизмы будут работать, «утилизируя» органику, и размножаться. Весной всё это заделать в верхний слой почвы. Вот тут будут уместны комплексные микробиологические препараты — настой компоста, «Сияние», «Байкал ЭМ» и пр. Пусть оно там всё осваивается недели две-три, потом можно высаживать рассаду.
Микроорганизмов разводить начали, теперь нужно их кормить, поить и холить. Основная деятельность микроорганизмов по переработке органики проходит в верхнем 10-сантиметровом слое. Это можно легко увидеть на вбитых в землю и простоявших, допустим, год, необработанных деревяшках. Если их выдернуть или немного раскопать, хорошо виден подгнивающий слой — уровень максимальной активности микроорганизмов.
В процессе роста растений органику хорошо вносить в междурядья, но так, чтобы самих растений не касаться (вон что с деревяшкой-то делается!) Овощи туда, где вкусно, корешками дотянутся очень быстро.
Вносить кому что доступно: перепревший навоз, компост, скошенную траву, ботву. Полить и прикрыть чем-нибудь от палящего солнца и ветра, например, сеном, или соломой.
Микроорганизмы там сразу развернут бурную деятельность! В первый сезон неплохо эту органику смачивать растворами эффективных микроорганизмов («Байкал-ЭМ», «Сияние»), чтобы дать преимущество полезным и приглушить развитие нежелательных. За сезон соотношение микроорганизмов стабилизируется и достаточно будет сидерации и внесения органики в качестве подкормки.
Все проросшие сорняки лучше подрезать, оставляя здесь же, в междурядьях — это та же органика. А их корни будут работать под землёй.
В дальнейшем циклы повторяются: сидераты-заделка-посев/посадка-подкормка органикой+мульчирование. И процесс пойдёт!
На этом работа по возвращению почве плодородия не заканчивается. Потому что придётся научиться обходиться без пестицидов, фунгицидов, инсектицидов и гербицидов. Переходить на биозащиту. Минимизировать минеральные подкормки. Научиться приваживать полезных существ (насекомых, ящериц, жаб, ёжиков и пр.)
Но начать желательно с перестройки в голове. Биологическое огородничество — это другой мир.
Во время очередного покоса обнаружили красные и краснеющие томаты в невероятном количестве. На грядках такого не было. Те, кто выращивал овощи или картофель по целине, знают, что в первый год урожай самый богатый. Так почему неухоженная, с точки зрения огородника, земля так плодородна!? Вот в этом и попробуем разобраться в статье. Всё охватить не получится, но — хотя бы начать.
Зачем нам сорняки?
Основоположник почвоведения Владимир Докучаев писал: «Попробуйте вырезать из целинной древней степи кубик почвы. Увидите в нем больше корней трав, ходов жучков, личинок, чем земли. Все это сверлит, точит, роет почву, и образуется губка, которую ни с чем не сравнить».Вот эта земля — живая и плодородная. Главное слово — «живая», в самом прямом смысле. Эта дикая и нецивилизованная почва содержит огромное количество почвенных организмов, работающих на то самое плодородие. Она вся пронизана корешками растений, крупными и мелкими, переплетёнными чуть ли не до состояния войлока.
При этом у каждого корешка, сколько бы их ни было, есть своя ризосфера, то есть своя оболочка из «прикормленных» микроорганизмов — грибков, бактерий, почвенных водорослей, простейших. Корни подкармливают всю эту голодную ораву специальными выделениями, а благодарные микроорганизмы переводят минеральные элементы в доступную для растений форму, защищают корешки от заболеваний, стимулируют образование физиологически активных веществ. Другая часть почвенной мелочи трудится над «утилизацией» растительных остатков: отмерших корешков, травинок, листьев, древесины. Вот эти, совсем уж мелкие организмы, называются микробиотой.
По ходу дела в процессы вовлечены чуть более крупные существа — нематоды, мелкие личинки насекомых, клещи, ногохвостки. Они называются мезобиотой и выполняют другую работу: измельчают растительные остатки, поедают представителей микробиоты, регулируя их численность, подбирают и скончавшихся.
Ещё одна необходимая составляющая — макробиота: насекомые, дождевые черви, слизни. Эти шастают в почве в самых разных направлениях, перемешивая слои, разрыхляя и обогащая отходами своей жизнедеятельности. И мезобиоту подъедают.
Ну, и крупные обитатели — мыши, кроты, суслики вырытыми ходами (это ж сколько труда!) обеспечивают необходимый дренаж почвы, регулируют численность мелких почвенных жителей, по ходу копки измельчают всё, что попалось на пути.
Вся перечисленная живность вместе называется биотой.
Кроме «разведения» биоты в почве, корешки ещё и подтягивают влагу из нижних слоёв почвы — всасывающие способности у длиннокорневых растений даже несколько избыточны, и влага с минеральными элементами, поднятая из нижних слоёв, достаётся и короткокорешковым, растущим рядом.
После отмирания корешков и употребления их остатков почвенной живностью остаются полости, конденсирующие почвенную влагу при перепадах дневных и ночных температур, а также обогащающие почву воздухом. Подземная роса доставляет почве и азот в немаленьких количествах.
То есть каждый корешок любого растения сильно способствует обогащению почвы как при жизни, так и после отмирания.
Обработанная почва
В предыдущем разделе речь шла о целине. Теперь попробуем взглянуть на обработанную почву среднестатистической грядки. Кубик огородной почвы вырезать однозначно не удастся — он рассыплется. Даже если вырезать почву с корнями, например, баклажана или томата. Почти вся почва ссыплется с корней.В ней нет связей в виде обилия переплетающихся корешков. Она не способна удерживать влагу, поэтому чистую обработанную почву приходится часто поливать.
Она не способна удерживать минеральные удобрения, которые в неё добавляют — львиная доля с водой уходит в нижние слои почвы и лишь некоторые огородные растения с длинными мощными корнями способны что-то оттуда добыть.
Структуру этой почвы ничто не держит, поэтому она так легко уплотняется во время дождей и полива, перекрывая доступ воздуха к корням. Её приходится регулярно рыхлить. Да и ветер легко уносит её частички.
В ней мало ризосферных микроорганизмов, потому что мало корешков (а появляющиеся решительно выдёргиваются).
Перекопка выносит наверх микроорганизмы, развивающиеся без доступа воздуха — они дохнут. Те, что были сверху и живут на воздухе, оказываются в глубине почвы и тоже дохнут. Вслед за микробиотой с голодухи вымирают представители мезобиоты, а за ними — макробиоты.
Но «свято место пусто не бывает» и на освободившемся пространстве разгораются нешуточные битвы за обладание территорией. Поскольку очень мало «прикормленных» корешками дружественных микроорганизмов, начинают активно размножаться недружественные.
С недружественными приходится бороться — пестицидами, фунгицидами и инсектицидами. Которые потом накопятся в овощах и зелени. В процессе тотальной борьбы дохнут оставшиеся дружественные.
Почву, как таковую, делать уже некому.
То есть огородная почва медленно, но верно превращается в субстрат. В котором выращивание овощей требует всё больше подкормок, поливов, рыхлений, обработок и овощи наши из полезных превращаются уже во вредные.
Что не надо делать с почвой?
Можно, конечно, забросить весь огород и через н-ное количество лет там с почвой всё наладится само. Но это как-то неправильно и деятельному садоводу не подходит.Для скорейшего восстановления плодородия нужно всего лишь завести полезную микробиоту и накормить её органикой, потому что ничего другого она есть не будет.
При этом, если взять и пролить всю почву микробиологическими препаратами, типа «Байкала ЭМ» или «Сияния», или даже настоя компоста, микробиота там появится, но есть ей будет нечего (органики-то нет) и она быстро вымрет. Пустой расход микроорганизмов.
Машина навоза тоже проблемы не решает. Если просто внести много органики, то правильно перерабатывать её будет некому — микробиоты нет. Результатом будут нитратные перекормленные овощи и вспышки заболеваний. Не надо так делать.
Даже если внести, например, большое количество растительных остатков, пролить всё это микробиологическими препаратами, перерабатываться в питательную среду оно будет замечательно, но вот ризосферных микроорганизмов, взаимодействующих с корешками растений, в почве очень мало, и, опять же, эта питательность наполовину впустую. Нецелевой расход как растительных остатков, так и микроживности.
Бороться с сорняками «до последнего корешка» тоже не стоит, хотя именно это для подавляющего большинства садоводов самое трудное. Приезжающие к нам погостить друзья, особенно женщины-дачницы старой закалки, норовят повыдергать всю траву в пределах досягаемости. Стоит отвернуться — уже дёргают. Как правило, между грядками, потому что на замульчированных травой огороженных грядках сорняков бывает мало. То, что трава между грядками регулярно подкашивается, в расчёт не берётся. Стремятся именно выдернуть.
Отсутствие голой земли воспринимается как неправильность, хотя все согласны, что урожай вполне достойный.
Однолетние сорняки даже на грядке вообще выдёргивать с корнем не нужно, они от корня не восстанавливаются — пусть корешки работают под землёй. Подрезание полезнее.
А как можно?
Доводили почву до истощённого состояния не один год, значит, надо набраться терпения и вдумчиво возвращать ей плодородие. К счастью, природа добра и восстановление идёт быстро.Если есть такая возможность, к осени сходить на соседний дикий лужок, вырезать кусочек дернинки и промыть его водой. Дернинку — в компост, а водой пролить освободившуюся грядку, которая будет восстанавливаться. Это «закваска» микроорганизмов.
Осенью посеять туда сидераты. Они многого не требуют, а отдача, как правило, большая. Чтобы развести микроорганизмов, взаимодействующих с корнями, хорошо высаживать злаковые. У них мощная мочковатая корневая система с обилием мелких всасывающих корешков. Посеянные в смеси со злаковыми бобовые будут «подкармливать» злаковые азотом. Если ещё добавить горчицу, несколько очистится от патогенов почва.
Дальше — по климату: в морозном климате оно само замёрзнет зимой, а там, где зимы тёплые и мокрые, лучше срезать и оставить на поверхности. Перекапывать не нужно: пока земля относительно тёплая, микроорганизмы будут работать, «утилизируя» органику, и размножаться. Весной всё это заделать в верхний слой почвы. Вот тут будут уместны комплексные микробиологические препараты — настой компоста, «Сияние», «Байкал ЭМ» и пр. Пусть оно там всё осваивается недели две-три, потом можно высаживать рассаду.
Микроорганизмов разводить начали, теперь нужно их кормить, поить и холить. Основная деятельность микроорганизмов по переработке органики проходит в верхнем 10-сантиметровом слое. Это можно легко увидеть на вбитых в землю и простоявших, допустим, год, необработанных деревяшках. Если их выдернуть или немного раскопать, хорошо виден подгнивающий слой — уровень максимальной активности микроорганизмов.
В процессе роста растений органику хорошо вносить в междурядья, но так, чтобы самих растений не касаться (вон что с деревяшкой-то делается!) Овощи туда, где вкусно, корешками дотянутся очень быстро.
Вносить кому что доступно: перепревший навоз, компост, скошенную траву, ботву. Полить и прикрыть чем-нибудь от палящего солнца и ветра, например, сеном, или соломой.
Микроорганизмы там сразу развернут бурную деятельность! В первый сезон неплохо эту органику смачивать растворами эффективных микроорганизмов («Байкал-ЭМ», «Сияние»), чтобы дать преимущество полезным и приглушить развитие нежелательных. За сезон соотношение микроорганизмов стабилизируется и достаточно будет сидерации и внесения органики в качестве подкормки.
Все проросшие сорняки лучше подрезать, оставляя здесь же, в междурядьях — это та же органика. А их корни будут работать под землёй.
В дальнейшем циклы повторяются: сидераты-заделка-посев/посадка-подкормка органикой+мульчирование. И процесс пойдёт!
На этом работа по возвращению почве плодородия не заканчивается. Потому что придётся научиться обходиться без пестицидов, фунгицидов, инсектицидов и гербицидов. Переходить на биозащиту. Минимизировать минеральные подкормки. Научиться приваживать полезных существ (насекомых, ящериц, жаб, ёжиков и пр.)
Но начать желательно с перестройки в голове. Биологическое огородничество — это другой мир.